|
|
Вне всякого
сомнения, география влияет на путь, по которому развивается культура народа. В
Соединенных Штатах кажущиеся безграничными пространства, различный климат и
земли взрастили культуру, которая поощряет индивидуализм и новаторство.
Благоговение перед духом авантюризма и пионерства - это одно из самых сильных
звеньев, которые связывают людей в современной Америке, стране, в которой нация
превратилась в почти хаотичную смесь разных народов. В противоположность США,
Япония в течение всей своей истории была вынуждена располагать большое
население на очень маленькой географической площади. Кроме того, население было
разбросано по островам. Люди были - и остаются - вынуждены жить очень тесно
друг с другом, практически не имея никаких шансов избежать этого. И вполне
естественно, что японская культура превратилась в культуру, для которой
приоритетами стали порядок, подчинение и закон. Благополучие группы считается
гораздо более важным, чем благополучие одного человека. Даже довольно
консервативный американец недоверчиво и настороженно относится к властям и
любой силе, посягающей на его свободу. Обычный японец рассматривает власть как
необходимую для выживания всего общества структуру, а подчинение властям -
скорее как форму сотрудничества, чем принуждение. Конечно, и в Соединенных
Штатах существуют согласие и подчинение, а в Японии - индивидуализм, однако
приоритеты в этих странах по-прежнему остаются абсолютно разными.
Для понимания
японского характера необходимо понимание представлений о власти и нуждах
общества как об акте согласия, а не вынужденной капитуляции. Знание этих
представлений также необходимо для понимания значения и ценности японского
института додзё и, в особенности, додзё Айкидо.
Слово додзё
означает "место, где проходит путь". Изначально понятие додзё было
связано с храмами и религиозными сектами. Это были места, где монахи и другие
священнослужители занимались и практиковались в своей вере. Позднее название додзё
стало применяться к местам, где изучали другие, не связанные напрямую с
религией науки - фехтование, каллиграфию, танцы и другие дисциплины, требующие
суровых тренировок. Если учесть склонность японского общества к подчинению
правилам и порядку, то становится неудивительным, что японцы использовали модель
монастырской дисциплины в качестве образца для обучения светским наукам в своих
школах. Кроме того, древняя японская религия Синто, которая в наибольшей
степени влияет на формирование отношения японцев к религии, не имеет понятия
"внешнего" Бога, внушающего свои желания человеку и природе. Синто
считает, что все в природе имеет искру божью. Разделение религиозных и мирских
целей не было в Японии таким сильным, как на Западе. И, в отличие от Запада,
религия в Японии не пыталась так сильно ограничивать различные идеи. Понятие до,
или жизненного пути, которому человек отдает всего себя, стало применяться к
любой важной цели, которой человек себя посвящает.
Другой важный
вклад, который внесло додзё, повлияв на современные боевые искусства - это
этика воинского братства, Я полагаю, что во всем мире воины служат одной цели и
несут на себе все тяготы войны. Для того чтобы люди смогли выдержать
невероятный стресс поединка, необходимы интенсивные тренировки. Все армии и
воинские братства подчиняются кодексу, который не терпит бунта. Наиболее
удачливыми всегда являлись воинские формирования, в которых сами члены, будучи уверенными в важности тех целей, за которые они сражались,
поддерживали определенную систему и порядок. Воинские формирования, в которых
подчинение не является добровольным, редко бывают стабильными и
результативными.
Необходимо
добавить, что вежливость и строгие правила этикета были обязательны во всех
додзё, вне зависимости от изучаемой дисциплины. Любое закрытое общество
становится неприемлемым без вежливости и уважения к своим членам. Формальные
правила этикета помогают человеку сохранить правильное поведение, если он
начинает терять контроль над собой. Додзё в боевых искусствах, создавая
специфические условия для бойцов, оказывает дополнительное влияние на их
вежливое и рыцарское поведение. Последствия нерыцарского поступка могут
привести к смерти, а не просто к какому-то разногласию. Это одна из причин, по
которой в воинских обществах во всем мире вежливости и рыцарству придается
такое огромное значение.
Поскольку
Айкидо, являясь боевым искусством, имеет своей целью совершенствование
человеческого духа и установление мира во всем мире, додзё Айкидо вобрали в
себя значимость религиозных и воинских додзё. Айкидо - это не религия, оно не
имеет каких-либо догм или доктрин. Айкидо является глубоким духовным занятием.
Додзё Айкидо - это храм духа, человеческого и божественного духа, который
присутствует во всем во Вселенной. Додзё Айкидо должно поддерживать строгость и
дисциплину воинского общества, поскольку Айкидо - это будо, путь воина. Айкидо
- это не абстрактная теория духовных ценностей. Айкидо - это практическая
тренировка, закаляющая ваш дух, ваше внутреннее спокойствие и ваши возможности
в общении с другими людьми. Это означает изменение вашего ментального состояния
таким образом, что в случае стресса вы не подвергнетесь влиянию агрессии и
разрушения, но вместо этого будете продолжать вести себя так, чтобы
предотвратить или остановить конфликт. Айкидо означает укрепление вашей
решимости и ваших убеждений.
Необходимыми
элементами додзё являются обязательства, сотрудничество, дисциплина, порядок,
вежливость и вера в ту цель, к которой стремятся члены додзё. Как же
проявляются эти элементы на практике? Во-первых, занимающиеся в додзё должны
разделять ответственность по уходу и присмотру за додзё. Додзё Айкидо должно
быть кооперативной организацией, в которой все ее члены заботятся о
благополучии додзё и друг друга. Додзё - это не спортивный зал, для уборки
которого нанимают специальных людей. Занимающиеся в додзё должны рассматривать
его уборку как духовное упражнение; состояние додзё отражается на внутреннем
состоянии самих учеников.
Поддержание
личной чистоты - это уважение к себе, к своим партнерам и искусству Айкидо.
Занимающийся Айкидо должен содержать свою одежду и оружие в чистоте и порядке.
Он не должен разбрасывать вещи вокруг себя, а аккуратно складывать в одном
месте. Он должен постоянно следить за тем, где находится его оружие.
Хотя
сотрудничество является очень важным элементом, додзё - не демократия. Цепь
подчинения и смиренности, подкрепляемая взаимным уважением, должна проходить по
всей иерархии додзё, начиная от сенсея и далее через старших учеников (семпай)
и младших учеников (кохай). Старшие ученики должны подавать хороший
пример младшим, поддерживать и усиливать учение своего
сенсея. В большом додзё сенсей не может уделить
внимание каждому ученику в отдельности. Убедиться в том, что младшие ученики
учатся правильно и в додзё идет необходимая работа - это обязанность старших
учеников. Младшие ученики должны уважать старших, не возражать и не
сопротивляться инструктажу с их стороны. Те, кто приходят впервые, не знают ни
путей додзё, ни принципов Айкидо. Для того чтобы научиться, они должны раскрыть
свое сознание и вести себя скромно и учтиво. Со своей стороны, старшие ученики
должны вести себя так, чтобы заслужить уважение и не пользоваться своим
положением для унижения младших. Иерархия в додзё не означает, что вы не должны
проявлять уважение ко всем остальным людям. Хорошая техника не служит оправданием
для незрелого и мелочного поведения. Без хороших манер додзё превращается в
джунгли, и то, что преследовало цель духовного совершенствования, превращается
в опасное занятие.
Соблюдая
правила этикета, вы должны соблюдать приличия и проявлять хорошие манеры
поведения. Вы должны строго придерживаться определенных форм вежливости, должны
быть корректны и аккуратны в своей одежде и поведении. Выйти
на татами не полностью или неправильно одетым, валяться на татами в небрежной
позе и т.д. - все эти внешние проявления бескультурья говорят о ментальной и
духовной распущенности. Соблюдение приличий, в свою очередь, усиливает
ваш внутренний порядок.
Так что этикет
и правила додзё - не пустые формальности. Они создают условия, необходимые для
хорошей тренировки. Например, в современных додзё Айкидо у
каждого ученика для тренировок есть свое оружие. Пользоваться чужим
оружием без разрешения - это грубейшее нарушение этикета. Чтобы понять это,
просто подумайте о воинах, которые сражаются за свои жизни. Жизни этих людей
зависят не только от их мастерства, но и от качества и состояния их оружия и
возможности иметь его под рукой в любую секунду. Нетрудно понять, почему
касаться или брать личное оружие без разрешения в прошлом было равнозначно
смертельному приговору. Человек, позволивший себе подобные действия, рисковал
даже не получить шанса исправиться.
В додзё Айкидо
мы не хотим тренировать убийц и нарушителей этикета, которых наказывают
смертью. Если вы забываете или полностью игнорируете смертельную опасность занятий
боевыми искусствами и защиту от несчастных случаев, ради избежания которых и
был создан этикет, то я уверен, что ваши занятия потеряют глубину и ваше
понимание будет крайне ограниченным. Постоянное напоминание о том, что в будо
жизнь и смерть всегда поставлены на карту, усилят ваше понимание значения того
и другого. И тогда ощущение ценности не только вашей собственной жизни, но и
жизни других людей, станет гораздо сильнее.