|
|
Токио – Нью-Йорк,
1976
Источник
электронной версии: Син Син Тойцу Сайт
В наш век
стремительное развитие техники вторгается в каждую клеточку нашей жизни. И этот
процесс не имеет конца. Новые достижения все более впечатляющи: людей заменяют
компьютеры, нажатия одной кнопки достаточно для того, чтобы начать ядерную
войну.
И несмотря на это, мир постепенно начинает вспоминать, что именно
человек — это тот, для кого должны работать машины, и никакого другого пути
нет. Наконец мы поняли, что наука, при всех ее достижениях, слишком мало может
нам помочь в том, чтобы понять самих себя или реализовать свои потенциальные
возможности.
Нет смысла
ждать, пока это сделает за нас наука. Каждый из нас должен сам позаботиться о
том, чтобы понять свою истинную природу и свою силу. Китайский классик Сайконтан
сравнил человечество с нищим, который просит подаяние у ворот, забыв о
бесконечной силе, которой наделил его космос. Мы и сейчас поступаем так — и в
общественной, и в личной жизни. Великие люди всех времен никогда не
пренебрегали предоставленной им силой. Будда и многие другие, имена которых не
столь известны, умели объединить ум и тело для того, чтобы реализовать свою
истинную природу и свою силу. Но средний человек считает таких людей не от мира
сего. Ему кажется, что кто-то прикоснулся к ним волшебной палочкой, и он не
может понять, что сила Будды, христианского святого или даже великого
бизнесмена или политического деятеля заложена в каждом из нас. Вместо того
чтобы дать увянуть этому потенциалу, мы должны с благодарностью принять его.
Нам необходимо приложить усилия к тому, чтобы он проявился, и помочь то же
самое сделать другим.
Я уверен, что Четыре основных принципа объединения ума и тела были
ниспосланы мне великим Космосом для того, чтобы раскрыть Путь, которым следует
Вселенная. Тех, кго сумел понять единство ума и тела, не так уж и мало. Однако
очень немногие могут этому научить. Еще меньше тех, кто может научить, как
научить этому. Тот, кто постигнет Четыре основных
принципа, которые объясняются в этой книге, сумеет понять не только, как
объединить свои собственные ум и тело, но также и то, как научить этому других.
Я прошу каждого, кого чему-нибудь научит эта книга, передать спои знания
другим, чтобы никогда не прерывалась цепочка тех, кто понимает.
1. ЧТО ТАКОЕ КИ?
РАСШИРЕНИЕ КИ.
Вспомним, что нам нужно для жизни прежде всего: пища, крыша над головой, одежда, вода,
воздух. А может быть, что-нибудь еще? Конечно же, — КИ нечто настолько
элементарное, что мы часто о нем забываем.
Человек подходит к морю,
наклоняется и зачерпывает воду ладонями. “Это моя вода”, — утверждает он. В
каком-то смысле он, конечно, прав. Временно она его. Но
в конечном счете вода принадлежит океану. Стечет ли она с его рук на песок или
испарится, станет частью облака и выпадет на землю в виде дождя, именно в океан
вернется “его” вода.
Так же и наша жизнь. Мы окружили
небольшую часть КИ Вселенной своим телом и заявляем: “Это мое”. КИ,
которая дает нам жизнь, — это частица КИ Вселенной, точно так же, как
вода, которую держит наш стоящий на берегу человек, — частица океана.
Однако в отличие от жителя
побережья, которому следует сознательно и специально наклониться, чтобы
зачерпнуть воды из океана, получение жизненной силы происходит постоянно и
стихийно. Наша личная КИ неотделима от КИ
Вселенной, и между ними происходит непрерывный обмен. В этом сущность жизни:
обмен КИ между нами и Вселенной, непрерывное течение ее туда и обратно. Когда
поток сильный и беспрепятственный, мы здоровы. Когда поток временно
останавливается, мы теряем сознание. Когда поток останавливается полностью и
навсегда, мы умираем.
Можно провести близкую параллель
с аккумулятором автомобиля. Точно так же как аккумулятор остается заряженным,
если машина часто ездит, так и КИ, которую мы расходуем в течение дня,
выполняя различную .работу, в основном пополняется за
счет КИ Вселенной. Если же вы долго не будете пользоваться машиной, это
приведет к тому же результату, что и отсутствие работы над расширением КИ,
— вы получите вышедший из строя аккумулятор.
Конечно, периодически аккумулятор
следует перезаряжать. То же нужно делать со своей
личной КИ. Такое полное
обновление КИ происходит во время глубокого сна, который является
единственным временем, когда большинство людей может по-настоящему
расслабиться. Мозг человека получает КИ из космоса в периоды глубокого
расслабления, когда электрические колебания мозга становятся регулярными.
Именно поэтому даже девяти-десяти
часов прерывистого сна недостаточно для того, чтобы почувствовать себя
отдохнувшим, тогда как может хватить пяти-шести часов, если сон был спокойным и
никем не нарушался. Сон — основная потребность жизни.
Человек с
сильной КИ может прожить десять или даже двадцать дней без пищи, но пяти
дней без сна оказывается достаточно, чтобы его убить. В японском языке для этого существует
специальное слово — киси, что означает “смерть от нехватки КИ”. На всем протяжении истории для того,
чтобы сломить заключенного, его надолго лишали сна. Трех бессонных суток всегда
было достаточно, чтобы получить признание самого закоренелого преступника. В
последние десять или пятнадцать лет в моду вошло употребление снотворного. Эти
таблетки оказывают анестезирующее (а фактически — парализующее) действие на
мозг. А в состоянии, подобном смерти, личная КИ не может пополняться за
счет КИ Вселенной, поэтому обычные признаки привычки к снотворным —
нехватка энергии, депрессия и в конечном счете
испорченное здоровье. И проблема, конечно, не только в телесной усталости —
начиненное лекарствами тело обычно подобно тряпке. Нет, это грозный сигнал
сокращения количества свежей КИ.
Вернемся к аналогии с
аккумулятором: новая КИ поступает в ваше тело, когда вы расширяете свою КИ. Чем большего вы достигнете в расширении КИ,
тем более эффективной будет эта “непосредственная перезарядка”, что позволит
вам восстанавливать свои физические и умственные силы после совсем
непродолжительного ночного сна.
Если вы хотите чувствовать себя
бодрым и счастливым,
прежде всего вы должны освоить науку расширения КИ — четвертый принцип
из Четырех основных принципов объединения ума и тела.
БЕСКОНЕЧНОЕ ДЕЛЕНИЕ ПОПОЛАМ
Что такое КИ Вселенной?
Посмотрите в небо. Светит солнце.
Чем было оно до того, как начало светить? Если мы будем задавать этот вопрос
относительно всего, что окружает нас во Вселенной, то никогда не кончающаяся
спираль вопросов приблизит нас к представлению о чем-то, что есть почти ничто и тем не менее существует.
Чем были вы до того, как
появились на свет? Зародышем в чреве своей матери. А что этого? Конечно же,
соединением сперматозоида отца с яйцеклеткой матери. А перед этим? У ваших
родителей, до того как они достигли половой зрелости, не было ни
сперматозоидов, ни яйцеклеток. Во что же были включены вы?
Человек, подобно другим созданиям
или предметам, возникает “почти из ничего”, из неделимой субстанции, из которой
создана Вселенная. Это КИ. Христиане называют ее “Богом”, буддисты
называют ее “Буддой”, члены Сока Гаккаи (необуддийской секты в Японии) называют
ее “Гохонзон”. Все это имена, данные различными культурами и на различных
языках, одного и того же “предмета”, подобно тому как
то, что мы называем по-японски “тэ”, по-русски называется “рука”.
Абсолютный универсум изначально
один. Появились две противоположные силы — и родился относительный, или
“предметный”, мир. Мы привыкли думать, что относительный мир, который мы видим
и слышим вокруг себя, только один, забывая об абсолютном мире, который стоит за
ним. Во Вселенной абсолютное количество КИ неизменно, в то время как
сама КИ находится в непрерывном движении. Буддисты говорят: “Это то, что
не рождается и не погибает. Оно не грязное и не безупречное. Оно не
увеличивается и не уменьшается”.
В 1974 году я проводил
шестинедельный семинар во время летнего семестра в Фулертон-Колледже, штат
Калифорния. Там был введен новый курс под названием “Развитие КИ”. Это была попытка навести мосты между психологическим
воспитанием, которое касалось исключительно сознания, и физическим воспитанием,
которое имело дело только с телом. Но в конечном счете
сознание и тело — это одно целое, между ними не существует никаких границ. Ум —
это очищенное тело, тело — неочищенный ум. Неразумно рассматривать их как две
отдельные вещи. Я в течение многих лет пытался внедрить в академических кругах
представление о единстве сознания и тела. Коллеги в
Японии прислушивались ко мне. В Америке на это обратили внимание в Гавайском
Университете и в Колледже Левиса и Кларка. И вот Фулер-тон-Колледж зашел столь
далеко, что ввел новый курс.
В моем семинаре приняли участие
более 300 человек, включая врачей, юристов, профессоров и студентов.
Присутствовали д-ра Терри Гантер и Джордж Брид с кафедры психологии
университета в Южной Дакоте, а также д-р Мелвин с кафедры физики и миссис
Мелвин с кафедры музыки Пенсильванского университета. Присутствовали также д-р
Стив Саймон, философ, и д-р Лау Сан Цзай, психолог из Фулертон-Колледжа. Д-р
Цзай вырастил и воспитал вместе собаку, кота и мышь, и статья об этом
эксперименте была опубликована в Life Magazine. Он с иронией заметил, что
человеческие существа не могут жить вместе, тогда как на это способны даже
кошка с собакой. Этот ученый был выдвинут на соискание Нобелевской премии.
Рис. 1. Иероглиф КИ
Итак, я вел занятия по развитию КИ
и айкидо в большом гимнастическом зале Фулертон-Колледжа, и каждый день в
течение часа, отведенного на ланч, отвечал на вопросы, хотя я никогда не
собирался читать лекции университетским профессорам. Однажды д-р Мелвин
обратился ко мне:
— Звук и свет можно выразить
математически. А можно ли сделать то же самое с КИ? Кто-нибудь пытался
это сделать?
По тому, как был задан вопрос, я
понял, что он думает о КИ как о количестве колебаний в секунду и что от
него ускользает то, что лежит в самой ее основе. Поэтому я решил, насколько это возможно, объяснить ему все с помощью математических
терминов.
— Да, — сказал я, — это возможно.
Действительно, один человек уже дал математическое объяснение КИ.
— О, — сказал д-р Мелвин, — и кто
же это?
— Я, — ответил я с улыбкой. Все
рассмеялись.
— Вы можете дать мне
математическое выражение для КИ? — серьезно продолжал профессор.
— Конечно. Основной обьект
математики — единица, не так ли?
Д-р Мелвин кивнул.
— Вселенная одна. Человек один.
Булыжник один. Все они могут быть представлены с помощью числа “один”. — Я
поднял вверх палец. — Вот единица. Если я уменьшу ее размер вдвое, то, что
останется, будет все той же единицей. Если я бесконечно буду уменьшать ее
вдвое, станет ли она когда-нибудь нулем?
— Нет, — сказал профессор, — не
станет. Но ведь вы можете уменьшить не только ее размер, но и ее численное
значение.
— Да, верно. И все равно она не
станет нулем. Если есть единица, всегда существует ее половина. У половины —
своя половина... КИ — это бесконечно большое множество бесконечно малых
частиц.
Все зааплодировали. Это было не
то, чего ожидал д-р Мелвин, но это было определённо математическое объяснение.
Мое объяснение является
современным переложением очень трудного отрывка из древнебуддийского текста Ханя
Сингё. Если эту мысль выразить словами, ее очень трудно ухватить, но
выраженная подобным образом математически, она становится понятной даже
ребенку.
М-с Мелвин, преподаватель музыки
с хорошо развитой интуицией, была очень довольна. Но ее муж был поставлен в
тупик.
— Это очень трудно, — заметил он,
— исчислить бесконечное
множество.
Его замечание заставило всех
улыбнуться.
ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
УМА
КИ — основная единица Вселенной. Она
представляет собой бесконечно большое множество бесконечно малых частиц. Все в конечном счете состоит из КИ. Если мы теперь
перенесем это представление на глубины индивидуального (бесконечно малого)
человеческого сознания, то нам откроется, что же такое универсальный Разум
Вселенной, который руководит всем мирозданием, любя и охраняя все живое.
Понимание природы универсального Разума — это основа понимания духа мира, и как
результат — творческого слияния с природой.
Сегодня человечество окончательно
запуталось в своих попытках концептуализировать внешний и внутренний миры.
Единственная его надежда — прийти к пониманию абсолютного мира, который лежит
под этим относительным миром (и в его основе), к пониманию КИ.
Все берег свое начало в КИ
Вселенной. Взаимодействие двух противоположных сил создает мир относительный , в котором мы живем. На Востоке эти две силы называют Инь
и Ян, на Западе — положительным и отрицательным. Эдисон утверждал, что
Вселенная состоит из чистой энергии электрической природы. Он говорил, что основа
электроэнергии, которая питает наши домашние электроприборы, — это КИ
Вселенной,
Поскольку ничто не может быть
сделано из ничего, было бы ошибкой утверждать, что электричество “создается”
генератором. Эта энергия всегда пронизывала всю Вселенную. Мы называем ее
“электроэнергией”, когда она, обузданная на электростанции, становится
доступной нашим органам чувств.
Рис.2
Электричество заключает в себе
положительную и отрицательную составляющие. То же можно сказать о персональной КИ. КИ Вселенной
представляет собой единое целое, в котором нет составляющих. Однако КИ, генерируемая человеческим мозгом, приобретает либо
положительный, либо отрицательный характер. Та сторона стены, на которую падает
свет, — светлая, противоположная ее сторона — темная. Конечно, обе стороны
вместе образуют “реальную” стену. И нет смысла спорить, какая из сторон более подлинная.
Справедливо утверждение, что Бог
— синоним любви. Вполне оправданно также и утверждение о том, что Вселенная
безжалостна. Все зависит от точки зрения. Если вы хотите всегда быть
счастливым, бодрым и здоровым, вам следует смотреть на
светлую сторону. Если вас привлекает мрак и страдания — смотрите на
темную. Если вы решили идти на юг, вы должны идти на юг. Вы никогда не
достигнете своей цели, продолжая идти на север. Вы можете прожить жизнь в
слезах или с улыбкой. Ваши шансы равны. Если вы решите смотреть на
положительную сторону вещей, вы обязательно поверите, что путь Вселенной — это
путь любви. Вы должны учиться положительно
использовать свой ум и расширять свою КИ, Если же вы хотите смотреть на
темную сторону жизни, то вот ваш путь; вера в то, что жизнь в своей основе
немилосердна, отрицательное использование ума, вечное недовольство и потеря КИ.
Если же вы хотите усилить свою КИ,
физическую энергию и жизнеспособность и преуспеть во всех своих начинаниях, вы
должны приложить усилия к тому, чтобы стать одним целым с КИ Вселенной. Когда вы расширите свою КИ, — в ваше тело вольются свежие ее
запасы. Вот почему вам так необходимо положительно использовать свой ум
и расширять свою КИ.
Для того чтобы стать единым с КИ
Вселенной, необходимо согласовывать свои ум и тело.
Объединение ума и тела — фундамент здания, корни, которые питают дерево.
Небоскреб может быть построен только на прочном фундаменте. Высокий раскидистый
дуб без прочной корневой системы — фантазия. Современная цивилизация терпит
непрерывные провалы в своем стремлении вырастить цветы раньше, чем разовьются их
корни. Мы наследуем в своих индивидуальных усилиях этот порочный подход. Итак,
— если вы хотите оставаться бодрым и энергичным, прежде всего вы должны
попытаться объединить свой ум и тело.
ЧЕТЫРЕ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПА
ОБЪЕДИНЕНИЯ УMА И ТЕЛА
Большинство людей, не разобравшись как следует в предмете, считают айсберг большим
куском льда, который плавает на поверхности. Поскольку они не могут этого
видеть, они забывают, что 85 процентов этой глыбы скрыто под поверхностью.
Подобным образом, многие измеряют силу человека его физической силой. Не в
состоянии ее увидеть, они забывают о куда более мощной
силе ума.
Но точно так же, как у айсберга
есть видимая и невидимая часть, истинная сила человека включает как силу ума,
так и силу тела. Только объединив ум и тело, мы сможем использовать свою
истинную силу, силу своей КИ.
В одной старинной японской сказке
рассказывается о немощной старой женщине, у которой загорелся дом. Когда она
увидела, что пламя охватывает ее жилище, она схватила огромный сундук,
наполненный наиболее ценными для нее пожитками, и вынесла его из дому. Когда
огонь был погашен, она попыталась вернуть сундук обратно, но не смогла сдвинуть
его с места. Почти каждый слышал или испытывал нечто подобное. Во время пожара
наша старенькая леди смогла согласовать свой ум и тело и использовать свою
истинную силу. Но когда опасность миновала, координация ума и тела была
утрачена и к ней вернулась ее немощь.
Солдаты на линии фронта, даже
если им приходится пить самую грязную воду, обычно не страдают желудочными заболеваниями.
Не раз во время Второй мировой войны, в Китае, мне
приходилось на полях сражений есть старый рис, вымытый в речной воде, и у меня
не возникало никаких проблем со здоровьем. Однако,
если человек сделает то же самое при нормальных обстоятельствах, его ждет
неминуемая болезнь.
Участники марафонских забегов,
которые первыми приближаются к финишной прямой, близки
к объединению ума и тела, потому что они расширили свою КИ. Однако после
окончания забега они перестают расширять КИ. Ум и тело отделяются друг
от друга настолько сильно, что бегун часто не может подняться.
Каждый из нас прекрасно сознает
разницу между состоянием разделенных ума и тела и состоянием, когда они
согласованы. И эта разница огромна. Но если это так, то почему так мало людей упражняются в их объединении? Потому что,
независимо от того насколько важным или волнующим кажется им объединение ума и
тела, оно находится за пределами их привычных возможностей.. Ум
не имеет ни цвета, ни формы, ни границ. Тело же вещественно и конечно. Объединение
столь различных вещей кажется невозможным, во всяком случае
в повседневной жизни. Заботы и проблемы, которые окружают нас со всех сторон,
закрывают от нас эту цель. “На это способен Будда или Иисус, — говорит средний
человек, — но не я!”
И тем не менее объединение ума и тела вовсе
не такая сложная вещь. Она кажется сложной потому, что люди упорно сохраняют об
уме и теле представление как о противоположностях. Однако оба они берут свое
начало от КИ Вселенной и в конечном счете
представляют одно. Почему же должно быть трудно
объединить то, что уже в основе своей — единое целое?
УСПОКОЕНИЕ УMА
Водная гладь — суть поверхность
массы воды. В своем естественном состоянии она не имеет ряби. Зачерпните
немного ковшом, не потревожив ее, и вода останется спокойной. Если же,
насмотревшись на штормовые волны, которые разрушают морскую гладь, вы решите,
что естественное состояние воды — это беспокойное движение, проведите еще один
опыт. Опустите руку в потревоженную воду, — чтобы ее успокоить. Совершенно
очевидно, что произойдет: поверхность
воды возмутится еще дольше — в противоположность тому, к чему вы стремились.
А что можно сказать об уме? Мозг
все время посылает электромагнитные колебания, которые принято называть
“энцефалограммой мозга”. Эти колебания продолжаются до тех пор, пока мозг жив.
Если вы будете исходить из допущения, что ваш мозг по своей природе беспокоен,
его колебания не смогут стать равномерными, сколько бы вы ни прилагали усилий к
тому, чтобы их успокоить. Приказ мозгу успокоиться создает свои собственные -колебания. Когда же вы думаете о том, что полностью
спокойны, сама эта мысль тоже создает колебания. Вы не можете объединить ум и
тело, или стать одним с КИ Вселенной, если вы своими мыслями постоянно
вносите возмущения в энцефалограмму мезга. Что же делать?
Прежде всего, вы должны решить,
что первичным состоянием вашего ума является покой. Подумайте о колебаниях.
Успокойте их наполовину. Продолжите процесс бесконечно, — и колебания станут
бесконечно спокойными. Однако помните, что они никогда не станут равными нулю. КИ
Вселенной лежит на бесконечном, никогда не кончающемся пути к нулю. Если вы
остановите колебания на их пути к нулю, они утратят свое динамическое движение
— они станут нулем. Это покой смерти. Живой покой всегда в движении и содержит
бесконечную энергию. Покой смерти не содержит ни живой силы, ни энергии. Эти
два покоя совершенно различны. Вы должны поддерживать
свой ум на пути к бесконечно малому. Это и есть покой.
Это и есть объединение ума и тела.
Однако это легко только на словах.
Совсем другое — делать. Наш век не дает времени на то,
чтобы лет десять или двадцать просидеть в горах, предаваясь медитации.
Дисциплина ума н тела, которая не может быть применена
в повседневной жизни, бесполезна. Годы, посвященные метафизическим наукам и
экспериментам, позволили мне вывести четыре основных принципа, которых, как мне
кажется, будет достаточно каждому желающему, чтобы объединить ум и тело в
повседневной жизни.
ЧЕТЫРЕ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПА
Вот эти принципы:
1. Держите внимание на единой
точке.
2. Полностью расслабьтесь.
3. Поддерживайте вес в нижней
части тела.
4. Расширьте свою КИ.
1. Держите внимание
на единой точке
Еще будучи студентом колледжа в Киото, я с
большим энтузиазмом занимался дзэн под руководством священнослужителя. Я пытался
всегда держать свои ум н тело объединенными,
независимо от того, находился я в школе или в транспорте.
Основное правило дзадзэна гласит:
“Выпрямите спину, держите нос и пупок на одной линии, выровняйте в одну линию
уши и плечи и сидите, подобно скале”. Именно так сидят, соблюдая достоинство.
Однако так сидеть не следует. Я привык подолгу сидеть подобным образом, но
никогда не чувствовал себя устойчиво в такой позе. Я так уставал, следя за
правильностью своей позы, что нередко в ней же и засыпал. И странное дело: в
момент пробуждения я отмечал в себе ощущения именно
устойчивости. Я долго не мог понять, в чем же здесь дело. Право же, очень
трудно спорить с мудростью тысячелетней традиции. Но и совершенно лишено смысла
сидеть, напрягая до судорог нижнюю часть живота. Я
отважился изменить эту практику и взял себе за правило: “Сосредоточивайтесь на
одной точке в нижней части живота”.
Хотя еще до сих пор некоторые
считают, что сила должна находиться в нижней части живота, на самом деле это
место для концентрации ума, а не для помещения силы. Если вы сосредоточиваетесь
на одной точке в нижней части живота, ум автоматически концентрируется на так
называемом третьем глазе (именуемом в Японии тэнтэй), точке,
которая находится на лбу — между глазами. Так что со временем я понял: па самом
деле, старинное Дзэн ское предписание означало необходимость совмещения на
вертикальной оси точки тзнтэй и единой точки, в нижней части живота. У
некоторых эта мысль может вызвать возражения. Давайте проверим.
Рис. 3. Опыт 1. А сидит,
выпрямив спину, держа нос и пупок на одной линии, а уши и плечи — на другой. Б
толкает А рукой в грудь или плечо. Или же Б поднимает колени А. А легко переворачивается на спину.
Ум и тело можно сравнить с рукой
и ее отражением в зеркале. Если ладонь раскрыта, в зеркале вы увидите раскрытую
ладонь. Если у вас неподвижный ум, вы будете иметь неподвижное тело. Если вы
валитесь от легкого толчка, значит, ваш ум в движении. Он не находится в
состоянии покоя.
Рис. 4. Опыт 2. А
сидит, выпрямив спину. Он держит на одной линии тэнтэй и точку в нижней часта живота и концентрирует свое внимание на точке в нижней
части живота. В это время Б толкает его в плечо
или пытается поднять его колени. А остается неподвижным
Это состояние объединения ума и
тела в живом покое. А теперь я хочу объяснить, как глубже сконцентрировать
внимание на единой точке. Сконцентрировать внимание на пупке легко, но
сконцентрировать его на точке, которая расположена на один дюйм ниже пупка,
сложнее, потому что там нет никакой отметки. Обучаться концентрации на точке
бесполезно, если эту точку легко потерять.
Вселенная представляет собой
бесконечную сферу бесконечного радиуса. Если вы сделаете шаг вправо, Вселенная
в этом направлении не станет на шаг короче. Где бы вы ни находились, вы всегда
находитесь в центре бесконечной сферы. Так вот: если эту сферу, которая
представляет собой Вселенную, уплотнить, она превратится в единую точку в
нижней части вашего живота. Эта единая точка не имеет определенного радиуса,
она должна уплотняться, уменьшаясь вдвое, опять вдвое и опять, — до
бесконечности.
Когда она достигнет предельно
малой величины, при которой вы еще способны ее воспринимать, продолжайте
держать ее в своем сознании и оставьте ее такой, как она есть. В этот момент вы
стали едины со Вселенной. Если вы позволите своему
сознанию ускользнуть, вы ослабеете и даже небольшого толчка
будет достаточно, чтобы перевернуть вас на спину.
Именно это имеет в виду старинное
изречение дзэн: “Думайте о чем-нибудь, что не может быть мыслью”. Если
вы уменьшите эту точку до размера, который слишком мал для того, чтобы его
представить, ум достигнет бесконечного покоя. Вы естественным путем достигнете
неподвижности, когда вы станете одним целым со
Вселенной. Это первый принцип объединения ума и тела. Попробуйте сами.
2. Полностью расслабьтесь
Последние данные медицины
свидетельствуют о том, что от 70 до 80 процентов всех заболеваний вызваны
проблемами, связанными с нервной системой. Врачи убеждают своих пациентов
расслабиться, но сами могут стать жертвой язвы желудка или любой другой
болезни, вызванной нервным напряжением. При таких занятиях, как гольф,
достигнутый успех часто полностью сводится на нет тем напряжением, которое возникает в критический момент
игры.
Почему расслабление столь сложная
проблема? В связи с широко распространенным неправильным представлением о
характере расслабления. Люди привыкли считать состояние расслабления приятным
безвольным состоянием, которое в случае опасности переходит в состояние
напряжения. Они не осознают, что настоящее расслабление — это самое сильное
состояние.
Рис. 5. Опыт 3. А
стоит, держа внимание на единой точке и полностью расслабившись. Б
хватает его одной рукой за запястье и пытается поднять руку А. До тех пор пока А держит внимание на единой точке, он
сохраняет устойчивость: Б не может поднять его
руку.
Это и есть настоящее
расслабление. Удержание внимания на единой точке и полное расслабление —
совершенно эквивалентные действия. Их нельзя разделить.
Рис. 6. Опыт 4. А
расслабился, но концентрирует свое внимание на верхней части головы. Выглядит
он так же, как и в предыдущем случае. Б опять
хватает его руку и толкает вверх. На этот раз рука легко поддается.
Это не расслабление, а потеря
энергии. Расслабление — это самое сильное состояние, потеря энергии — самое
слабое. Все дело в том, что они выглядят почти совсем одинаково. Именно поэтому
истинная природа расслабления так часто понимается неправильно. Великие люди в
состоянии опасности, как правило, остаются спокойными и расслабленными. Они
достигают способности подлинного расслабления благодаря обучению, пробам и
ошибкам или посредством травматичного опыта. И для вас еще не поздно этому
научиться — без всяких травм. Удерживайте внимание на единой точке и
поддерживайте настоящее расслабление — и величие придет к вам само.
3. Поддерживайте вес в нижней
части тела.
Вес любого предмета естественным
образом опускается в нижнюю часть. Единственное исключение составляет
человеческое тело, когда оно находится в состоянии напряжения. Когда вы
спокойны, вес каждой части вашего тела приходится на ее нижнюю область. Люди
забывают об этом простом факте и не умеют быть спокойными. Спокойствие —
естественное состояние человека.
Рис. 7. Опыт 5. А держит
руку перед собой, расслабляется и думает о том, что вес руки приходится на ее
нижнюю часть. Б пытается поднять руку А
вверх, но обнаруживает, что она тяжелая, как будто сделана из камня.
Поскольку ум движет телом,
его работа отражается на теле. Если вы думаете, что вес вашей руки находится
снизу, он переместится туда и рука станет неподъемной.
Рис. 8. Опыт 6. А
концентрирует свое внимание на верхней части вытянутой руки. Теперь Б может легко поднять его руку.
Если вы думаете, что ваш
вес сосредоточен в верхней части, ваше тело с этим соглашается. Если вы хотите
успокоиться, обрести равновесие в напряженной ситуации, не рассчитывайте на
Божий промысел. Скажите себе: “Вес всех предметов сосредоточен снизу. Мое тело
ничем не отличается от них. Если я ничего не буду делать и расслаблюсь, я
естественно верну себе равновесие. Я спокоен”. В результате вы легко сможете
успокоиться. Если вы постоянно будете этим пользоваться, ваше подсознание
постепенно изменится и вы будете достигать
расслабления без всяких усилий.
Второй и третий принципы — это один и тот же принцип.
4. Расширьте свою КИ.
Человек со слабой КИ
чувствует себя неуверенно. Он колеблется, приступая к любому занятию, и в
результате все делает плохо. Если вы хотите быть энергичным и прожить настоящую
жизнь, первое, что вы должны сделать, это усилить свою КИ. Существует
только один вид КИ, и то, что мы называем “сильной” КИ, это
просто сильно расширенная КИ. “Слабая” КИ
— это та КИ, которая расширена недостаточно.
Рис. 9. Опыт 7. А
напрягает вытянутую руку, стараясь сделать ее несгибаемой. Б обеими
руками пытается согнуть руку А в локте. Если их
cилы примерно равны, у Б не возникнет особых
трудностей.
Рис.10. Опыт 8. А
вытягивает ту же руку и полностью расслабляется. Он концентрируется на мысли,
что энергия его сознания устремляется в его руку и затем, пройдя через пальцы,
выходит в безграничное пространство. Б пытается
согнуть его руку, но безуспешно.
Это пример расширения КИ.
Чтобы расширить КИ, вы должны верить в то, что вы делаете это. Другими
словами, вы должны использовать свой ум положительно. Звук свободно
распространяется в пространстве, распространяется беспрепятственно и свет. Нет
никаких причин для того, чтобы ваша умственная энергия не могла вести себя так
же. Подобно воде, стремительно извергающейся из пожарного шланга, КИ
течет вперед, если вы в это верите. Подобная мысль может показаться странной,
но это только потому, что КИ невидима.
СВЯЗЬ МЕЖДУ ЧЕТЫРЬМЯ
ПРИНЦИПАМИ
Хотя для согласования ума и тела
существует четыре принципа, нет необходимости использовать все четыре
одновременно. Скептик может сказать: “Я не могу держать свое сознание
бесконечно далеко и концентрироваться на одной точке в нижней части живота в
одно и то же время —сознание у меня только одно”. И
он, конечно, прав. Невозможно делать две противоположные вещи одновременно.
Никому еще не удавалось стоять, когда он лежит.
Однако совсем иначе обстоит дело
с четырьмя принципами, потому что оказывается, что все они говорят об одном и
том же. Если вы удовлетворите любой из них, вы удовлетворите все. Если вы
потерпите поражение с одним, вы не справитесь и со всеми остальными. Условно
говоря, первый и четвертый — это принципы ума, а второй и третий — принципы
тела. Но, так как ум и тело в конечном счете одно и то
же, то все четыре принципа имеют дело с одним и тем же.
Рис. 11. Опыт 9. А
стоит, вытянув руку перед собой. Он представляет себе, что вес его руки
находится в нижней ее части, то есть придерживается третьего принципа. Б
пытается согнуть руку А, но безуспешно, потому
что при этом соблюдается также и четвертый принцип. Если Б
толкнет А в плечо, тот не сдвинется с места. Значит, соблюдается и первый
принцип. Так как вес приходится на нижнюю часть, то А
расслаблен — налицо второй принцип. Если соблюдается третий принцип,
соблюдаются и все остальные.
Рис. 12. Опыт 10. А
представляет себе, что вес его вытянутой руки приходится на ее верхнюю часть,
то есть не придерживается третьего принципа. Б может легко согнуть руку А и вывести его из равновесия. Если утерян один
принцип, ни один из оставшихся не соблюдается.
Если вам не удается
объединить свой ум и тело с помощью первого принципа, попытайтесь
воспользоваться каким-нибудь другим. Если принцип, предназначенный для ума, не
дает результата, обратитесь к принципу для тела. Если плохо работает путь через
тело, используйте принцип для ума. При любых обстоятельствах вы сможете
использовать один из четырех принципов для. того, чтобы согласовать свой ум и тело.
Теперь нам ясно, как добиться
того, что веками считалось наиболее трудной задачей — объединения ума и тела в
повседневной жизни.