ЗАПИСКИ АЙКИДОК
Из сайта http://ki-moscow.narod.ru
Источник: Журнал TopManager #19/2002 (http://www.top-manager.ru/archive/2002/19/)в
Автор: Сергей Довбня
Каких именно единиц–все зависит от того, куда мы вкладываем свою
энергию. Этот вид восточных единоборств можно применять везде: на татами, в банковском офисе или в семейном кругу у
телевизора. При этом для победы не обязательно пользоваться руками и ногами.
“Развитие человека или бизнеса обычно очень
инертно. Оно происходит зигзагами, а прямые отрезки часто заканчиваются
тупиками. Большой человек или большая компания приходят в тупик на высоком
уровне, маленькие–на низком. Но это всегда обидно. По-моему, причина наших
остановок заключается в перенапряжении. Не только нервном или
физическом: просто у нас возникают блоки в мышлении, в теле, в отношении к себе
и партнерам. После этого мы тратим массу энергии, ломясь в стену рядом с
открытой дверью или обходя препятствия по чудовищным траекториям. Сил и
свежести у нас остается все меньше, поэтому проблемы растут. Это осознают
сейчас все специалисты по психологии управления. Но рецепты, которые они
выписывают людям, часто неэффективны. Надо научить человека чему-то простому,
мощному и абсолютному. Вещам, которыми человек сможет пользоваться
самостоятельно”.
Дэвид Эдвард Шаннер,
генеральный менеджмент-консультант компаний Gillette
и Duracell, произнес эти слова на бесплатном семинаре
для петербургских бизнесменов. В зале было три десятка руководителей банковских
служб, директоров и топ-менеджеров. Некоторые из них
были на предыдущей встрече с мистером Шаннером,
состоявшейся в Ассоциации банков Санкт-Петербурга, и
слушали его уже без скепсиса. Скептики же почему-то не уходили. Личный доход
мистера Шаннера превышает прибыль большинства
компаний, которые представляли слушатели. Так что дослушать стоило.
Duracell – раскованная энергия
Когда
в 1986 году мистер Шаннер получил приглашение
консультировать руководство Duracell, эта компания
продавала алкалиновых батареек на 300 млн долларов в год и на рынке
считалась “немножко первой среди равных”. Большинство топ-менеджеров
Duracell это устраивало. Битва с конкурентами –
VARTA, Energizer, Panasonic–велась
посредством хорошей рекламы, доказывавшей исключительную долговечность
производимых батареек. Реклама конкурентов врала о том же. Поскольку батарейки
всех основных компаний-конкурентов различались только наклейками и работали
примерно одинаковое время, эти компании непрерывно судились. Поэтому в деле
борьбы за рынок вторыми по важности после рекламистов были юристы.
Мистер Шаннер
к моменту оформления сотрудничества уже был известным консультантом.
Основываясь на своем методе, он задался вопросом: а кто действительно самый
первый в этом бизнесе?
Оказалось, что все
компании-производители пользовались услугами нескольких крупных поставщиков
сырья. Отношения между ними были конфликтными. Производители выбивали из
поставщиков большие оптовые скидки и довели их почти до убыточности. Средняя
цена на сырье для батареек была одинаково низкой по всему миру.
Поставщики пытались создавать новые
материалы и тратили на исследования примерно 2% бюджета. Столько же вкладывала
в свои исследования Duracell. Средств у любого игрока
на рынке не хватало на то, чтобы открыть что-нибудь принципиально новое. И
мистер Шаннер предложил генеральному директору Duracell свой путь.
Компания Duracell
обращается к нескольким крупнейшим поставщикам с идеей объединить свои
исследовательские бюджеты и создать принципиально новую батарейку. Руководство Duracell обещает впредь не выбивать из поставщиков невозможные
скидки: создание продукта сулит столь большие прибыли, что их должно хватить на
всех участников альянса.
Сначала в идею не поверило руководство
Duracell – поставщики работали со всеми конкурентами
сразу, и была опасность утечки секретов и технологий. Потом в идею не поверили
поставщики, ведь Duracell доила их столько лет. А
потом все внезапно увидели, что их интересы совпадают–и
это пахнет большими деньгами.
Альянс был заключен. Через год удалось
начать выпуск новых батареек. Эти батарейки работали в два раза дольше и стоили
в два раза больше. То есть каждый ватт, извлеченный из новой батарейки,
обходился покупателю в те же деньги. Традиционно “сильная” реклама Duracell убедила покупателей, что именно об этом они
мечтали: долгая жизнь по старой цене. А Duracell
стала безусловным лидером рынка. Продажи выросли с 300 млн до 3 млрд долларов.
Цена акций компании повысилась на 2000%, и в 1999 году корпорация Gillette купила Duracell за $9
млрд.
Мистер Шаннер
стал консультантом нового собственника – корпорации Gillette.
А также нескольких других крупных компаний. Потому что его решения
непредсказуемо оригинальны и эффективны. Они построены на применении техник ки-айкидо. А сам мистер Шаннер
имеет черный пояс седьмого дана.
Доступно всем. И всем
по-разному
Ки-айкидо
– одно из направлений популярного вида восточных единоборств. Это путь развития
разума, души и тела. Занимающийся может выбрать себе
что-нибудь одно или все вместе. Ки-айкидо практикуют как известные
политики и бизнесмены, так и “женщины, старики и дети”. Это возможно: на
занятиях человек делает только те упражнения и приемы, которые может. Результат
все равно достигается, растет, а через некоторое время многие люди забывают
старые “не могу”.
Первым результатом становятся
физическое здоровье и душевное равновесие. “Ки”–это
жизненная энергия, текущая сквозь людей и всю Вселенную. Конечно, кого-то
подобные объяснения не устраивают по естественно-научным
или религиозным убеждениям. Современный учитель ки-айкидо
вполне может возразить, что каждый вправе перевести слово “ки”
на свой собственный язык. От этого “ки” не перестает
течь. И люди не утрачивают возможность получать объективные результаты управления ею.
Вскоре выясняется, что кроме
банального здоровья занятия ки-айкидо дают
возможность перестраивать свои психофизические реакции, менять умственные и
эмоциональные привычки, управлять своим отношением к окружающим и, что самое
приятное, добиваться изменения их отношения к себе самому.
Вместо того чтобы нападать и уворачиваться от окружающего мира, человек начинает
чувствовать удовольствие, уверенность, спокойствие. Исчезает необходимость
яростно конфликтовать с конкурентами, поставщиками, подчиненными или супругой.
Причем от конфликта мы избавляемся не по пресному рецепту слабости: “не хочешь
конфликтов – ничего не делай или делай все в угоду другим”. К нам приходит
знание, как посмотреть на вещи глазами оппонентов, как заставить их посмотреть
на вещи нашими глазами и как совместить эти взгляды к общей пользе.
По-другому можно назвать такой способ
существования “гармоничным”. Поклонники ки-айкидо не
утверждают, что эта дисциплина–единственный способ
достичь гармонии. Это просто один из самых приятных, прямых и доступных
социально активным людям путей.
Принципы ки-айкидо:
только практика
В ки-айкидо существуют правила. Они разбиты на
разделы: правила расслабления, сосредоточения, дыхания, действия… Следуя им, можно развить в себе несокрушимую волю,
устойчивое равновесие, лидерские способности и умение решать умом самые сложные
задачи. Причем физические действия подчиняются тем же законам, что и сложные
психологические процессы.
На семинаре Дэвида Эдварда Шаннера в Ассоциации банков Санкт-Петербурга
среди слушателей сидел крупный, мощный мужчина, менеджер одного из городских
банков. Он проявлял здоровый российский скепсис по отношению к американским
сентенциям о гармонии и к возможностям “восточных” забав вообще. Поэтому
удостоился предложения мэтра ки-айкидо
проверить сказанное на опыте. Мистер Шаннер–человек
скромного телосложения. Он предложил “крупному” русскому банкиру взять
“скромного” американского консультанта под мышки и приподнять над землей.
Банкир с легкостью это исполнил. После чего мистер Шаннер
объявил, что теперь он расслабится, а банкир пусть повторит опыт. Банкир подналег снова–и на его лице отразилось недоумение. Все
последующие попытки также остались безуспешными: американец с улыбкой оставался
на прежнем месте. Шаннер пояснил происходящее: “Когда
я расслабляюсь, меня невозможно поднять, я становлюсь как вода. А если я
касаюсь его, он будто поднимает нас обоих”. Звучало интригующе, и хотелось
понять, как он это делает. Мультимиллионер все-таки.
Мистер Шаннер
демонстрировал и другие аналогии бизнеса и правильного единоборства. “Давите на
меня!”–говорил он следующему добровольцу, и тот давил.
“Хорошо, вы–кредитор, а я–заемщик”,–правдоподобно
комментировал американец, пятясь под напором дюжего “кредитора”. “А теперь я
расслаблюсь…”–неуловимое движение, и “кредитор” словно
по своей воле разворачивается в противоположную сторону. “Теперь вы смотрите на
вещи моими глазами…”. Еще миг–американец будто и не двигался, но он уже за
спиной партнера: “А теперь я встал на вашу точку зрения”. Доброволец пытается
вырваться. “Это правильно, мы должны найти что-то взаимовыгодное”–невидимым публике движением… Шаннер
разворачивается вместе с партнером на 45 градусов.
Все описанное выглядело бы цирком, но
среди клиентов мастера айкидо несколько богатейших корпораций, которым этот
цирк принес огромные доходы.
Универсальное хобби
Ки-айкидо
– направление в мире “айкидо” – мире разнообразных техник,
объединенных общим мироощущением. Это мироощущение сегодня не является
специфически восточным. Границы между восточным и западным стираются, среди учителей восточных
единоборств появилось достаточно европейцев и американцев. Ки-айкидо–просто
путь самосовершенствования. Что нам в себе интересно, то мы и развиваем–будь это сила, бизнес или способность без
раздражения слушать вздор престарелой родственницы. Говоря языком самого ки-айкидо, “для достижения совершенства надо объединить
сознание и тело”. То есть не жить раздраем идей,
чувств и болезней, а выражать свою суть в каждом движении своей жизни.
От других направлений айкидо ки-айкидо отличается огромной пластичностью своих
методов. Им можно заниматься даже в инвалидной коляске, просто вкладывая
традиционный смысл в новую форму движений.
В ки-айкидо человек любого
возраста, пола и состояния может попробовать обрести себе уникальное хобби.
Хобби, которое постепенно становится основным занятием, вбирая в себя одну
сферу деятельности за другой.